ЧУДЕСНЫЙ КОРАН. МОЙ ПУТЬ К ИСЛАМУ
ЧУДЕСНЫЙ КОРАН. МОЙ ПУТЬ К ИСЛАМУ
ЧУДЕСНЫЙ КОРАН. МОЙ ПУТЬ К ИСЛАМУ
Вступление
Если сейчас, после многих лет соблюдения Ислама, мне предстояло написать работу на тему «Чудеса Корана», я бы уделил внимание аспектам, совершенно неведомым мне ранее – когда я исследовал Ислам, будучи немусульманином. Вот уже тридцать лет я изучаю Коран, и он не перестает восхищать меня. Надо сказать, исламские ученые уже привыкли, что на протяжении многих лет в Коране вновь и вновь находятся моменты, удивляющие их. Так, в прошлом столетии, известные ученые, такие как Аиша бинт Аль-Шаати, Саид Кутб, Мустафа Садык Аль-Рафии внесли свою лепту в доказательство чудесной сущности Корана. В последнее время многие сделали ударение на так называемые «научные чудеса Корана» - тема, которую мы затронем ближе к концу нашей беседы (лекции).
Однако сегодняшняя лекция посвящена моей истории, моему пути к Исламу. Поэтому я подробно остановлюсь на тех аспектах Корана, которые впечатлили меня более всего, и лишь упомяну те, что я исследовал в числе прочих.
Немного о пророке Мухаммаде и Коране
Уверен, большинство из вас имеют какое-то представление о пророке Мухаммаде, да благословит его Аллах и приветствует, и Коране, поэтому я расскажу о них лишь немного.
Мухаммад родился спустя около 570 лет после Иисуса Христа в городе Мекка на Аравийском полуострове. Это место не отличалось продвинутой цивилизацией или высокой грамотностью обитателей, а жители Мекки погрязли в язычестве. Пророк Мухаммад не был обучен чтению и письму. В сорок лет на него снизошло первое божественное откровение. Хотя Мухаммад и славился своей правдивостью (за что его и прозвали Аль-Амин – Надежный), большинство арабов назвали его лжецом. Лишь немногие последовали за ним. Вскоре в Мекке начались преследования первых мусульман, и они переселились в Медину, где некоторые уже вняли его призыву. В Медине Мухаммад стал предводителем мусульман. Тем временем мекканские язычники готовились напасть на Медину, чтобы положить конец новой вере. Но некогда маленькая группа мусульман все росла и могла противостоять неверным. А уже через десять лет пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, с многотысячной армией мусульман вернулся в родной город и одержал бескровную победу над язычниками. Так в Аравии воцарилось единобожие, а Ислам стал стремительно распространяться по всему миру. В 632 году пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, покинул этот мир.
Коран ниспосылался Пророку в течение двадцати трех лет через ангела Джибриля (Гавриила). Пророк запоминал аяты, а затем передавал сподвижникам. Этим Коран и отличается от Библии. Коран полностью лишен человеческого вмешательства. В Книге вы не найдете ни единой истории о Пророке от его учеников, здесь нет даже слов самого Пророка, только то, что передал ему Джибриль. Слова и поступки Пророка тщательно фиксировались его сподвижниками, но совершенно отдельно от Корана.
Предстоящее крещение и история моего обращения в Ислам
Моя история не отличается оригинальностью, особого внимания в ней заслуживает влияние, оказанное на меня Священным Кораном.
Моя семья перебралась из Испании в Калифорнию. Первично мы исповедовали католицизм. Я особо не увлекался религией, пока один из одноклассников не пригласил меня в свою церковь. Я стал посещать церковь и начал читать Библию. Для меня все это было очень серьезно. Вскоре настало время крещения. Я не видел в этом проблемы, но прежде чем совершить столь важный шаг, я решил ознакомиться и с другими религиями, чтобы уже не сомневаться в своем выборе. Я не думал, что какая-либо другая религия сможет оказать на меня влияние, но, как оказалось, близкое крещение подтолкнуло меня к Исламу.
Я стал изучать все религии, о существовании которых я только узнавал. Это и привело меня к Корану.
Изучение Корана в 1976 г.: Коран против работ немусульманских авторов
Не забывайте, речь идет о 1976 годе. До революции в Иране и до начала нападок на Ислам через СМИ по всему миру. Тогда я не был знаком с мусульманами (я проживал в небольшом студенческом городке и ошибочно полагал, что там нет мусульман). Поэтому никто не убеждал меня в подлинности Ислама. На самом деле, я принял эту религию, еще не зная ни одного ее приверженца, и самостоятельно старался научиться молитве по книге «Словарь Ислама» (The Dictionary of Islam).
Таким образом, основная информация исходила от немусульман, писавших об Исламе. Мне удалось добыть лишь немного книг мусульманских авторов. Сейчас я могу припомнить только одну такую работу – небольшая книга Маудуди. Однако мне посчастливилось найти несколько переводов Корана, сделанных мусульманами, из которых наиболее часто пользовался переводом Абдуллы Юсуфа Али.
По сути, Коран противостоял всем книгам, написанным немусульманами: все они были вынуждены порой хвалить Ислам и всегда старались найти в нем недостатки. Так родилось множество разных теорий о пророке Мухаммаде и Коране. Я читал параллельно их критические отзывы и сам Коран.
Большинство прочитаннх мной авторов открыто заявляли , что Коран – не божественное откровение, а всего лишь сочинение Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Это Ричард Белл и его «Коран: Перевод с критической перестановкой сур», Арберри во введении к его переводу Корана, Кеннет Крэгг с его книгой «Призыв с минарета».
Тем не менее, как заметил Уотт Монтгомери, такое заявление порождает массу других вопросов. Допустим, Мухаммад был обманщиком. Но был ли его обман со злым умыслом? Ведь среди своего народа он вовсе не слыл злоумышленником. Что же могло заставить его перемениться? Более того, если он сделал это с дурным намерением, откуда он смог взять всю информацию, представленную в Коране, находясь в Мекке? Был ли у него учитель? Если так, то кто это? Возможно ли это доказать?
Честно говоря, мне не показалось убедительным мнение о наставниках Мухаммада, чье учение позже было изложено в Коране. Авторы, утверждающие это, ссылаются на случайные либо единичные встречи Мухаммада с отдельными личностями. К примеру, Муир и Марголис приписали информацию в Коране Бахире – монаху, с которым Пророк мог встречаться в Сирии, где он бывал с торговым караваном в молодости, задолго до начала пророчества. Такие аргументы нелогичны и уж слишком «притянуты за уши». Я не стал тратить на них время.
Некоторым критикам пришлось признать, что Мухаммад славился своей искренностью и правдивостью, а также, что он не имел материальной выгоды от своего призыва, а продолжал жить крайне скромно. Эти авторы не ставили под сомнение порядочность Мухаммада. По их мнению, он был жестоко обманут. Если они правы, откуда все-таки взялась информация? «Из подсознания Мухаммада», - полагает кто-то. Андерсон назвал это принятием желаемого за действительное. Другие считали Мухаммада эпилептиком, а откровения – результатом эпилептических приступов. Такие аргументы могли устроить лишь тех, кто не читал сам Коран. Важно заметить, что ни один аят Священного Корана не адресован одним лишь арабам. В Книге Господь обращается к человечеству, людям, верующим или неверующим. Если она предназначалась только арабам, почему не воззвать к ним напрямую? Для чего это обобщение?
В любом случае, изобилие различных мнений о Пророке насторожило меня, стало знаком, что авторы мнений столкнулись с чем-то необъяснимым. Значит, в Коране было нечто особенное, не подвластное опровержению или обсуждению. Это лишь подогрело мой интерес к Корану. Позже вы увидите – книги, призванные разубедить меня приобретать и читать Коран, убедили меня в обратном.
Изучая религии, я задавался целью прочесть ее Священное Писание, чтобы получить представление о религии из самого источника. Очевидно, это разбудило мой интерес к Корану.
К тому времени я уже глубоко верил в Бога и был убежден в существовании Высшего Разума. Иногда я чувствовал себя христианином, иногда – просто деистом, следующим по стопам Вольтера.
Вера в Бога помогла определить для себя первый признак подлинной религии – у ее истоков должен стоять Господь. Никто не может знать о Боге, кроме Него Самого, ибо Он находится за пределами человеческой досягаемости. Кроме того, только Бог может знать, как правильно поклоняться Ему, и какой образ жизни Ему угоден. Хотя люди и могут прийти к многим разумным выводам о Боге, ни один человек не в силах утверждать, что самостоятельно, независимо от божьего откровения, он открыл, как правильно жить и поклоняться, чтобы добиться довольства Бога. Так, если человек от души желает поклоняться Богу должным образом, тогда у него лишь один путь – обратиться к Нему за наставлением.
Учитывая вышесказанное, любая выдуманная человеком религия не может быть альтернативой. Как бы ни старался человек, он не может с достоверностью говорить о должных способах поклонения Господу.
Признак, о котором я рассказываю, вовсе не говорит, что однажды Господь создал конкретную религию. Он означает, что все религии происходят от Бога, просто приверженцы некоторых из них, полагаясь на свое чутье, пожелали преобразить свою религию, подстроить под время, общество и, таким образом, внесли в нее изменения. В итоге родилась совершенно иная религия, полностью отличная от той, что ниспослал Господь. Это снова не то, ведь любое внесенное изменение означает, что религия уже не та, и, как следствие, отдалит людей от правильного поклонения Богу. И потом, кому как не Всезнающему Богу ведомо, что лучше для человека в определенное время и в определенном обществе? Будь надобность в каком-либо преображении божьих законов, право на это имел бы только Господь. Иными словами, лишь Бог по Своему знанию и мудрости может вносить изменения в Свои предписания из милости к рабам либо для их наказания. Проблема не в том, как Он это сделает – через новое Откровение или другого посланника -, а в том, что люди осмеливаются «исправлять» божье Писание.
Итак, первый признак показывает, что религия должна происходить от Бога. Но он не единственный. Второй признак, доказывающий подлинность религии: учение Бога должно быть сохранено в первозданном виде. Логика здесь очевидна. Если Господь ниспослал Откровение, которое позже подверглось изменению, значит, в итоге мы имеем смешение божественной религии и человеческого вмешательства. Это уже не чистая религия от Бога. Хотя такое положение логично и ясно, удивительно, какое количество людей, даже не задумываясь об этом, слепо следуют за учением, историческую достоверность которого доказать невозможно.
Первый чудесный аспект Корана – его детальная сохранность
На самом деле, это первое, что так впечатлило меня в Коране. Даже откровенные противники Ислама, как сэр Вильям Муир, отмечали, что сегодняшний Коран – это полностью сохраненный текст со времен пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует. Даже ярые критики и стремившиеся поставить под сомнение достоверность Корана, как Джеффри, впечатлили меня количеством имеющейся информации об истории этого текста.
Чтобы оценить этот момент по достоинству, вспомните о моем христианском происхождении. Здесь я ни в коем случае не собираюсь критиковать христианство. Я родился и вырос в христианской семье. Христианство стало для меня своеобразной лакмусовой бумагой, по которой я оценивал остальные религии. Поэтому я часто сравнивал христианство и другие религии, в том числе и Ислам. Таким образом, у меня нет иного выбора, кроме как периодически обращаться к христианству на протяжении всей лекции, раз уж я решил откровенно поведать вам о своем пути.